В парламенте пытаются ограничить размер комиссии, которую торговцы платят банкам за проведение безналичных операций, чтобы стимулировать развитие безналичных платежей, детенизировать экономику и снизить цены на товары и услуги. Банкиры выступают против вмешательства государства в коммерческую деятельность участников платежного рынка и ожидают негативных последствий: они будут вынуждены поднять стоимость обслуживания безналичных платежей, цены на товары не снизятся, а украинцы лишатся привычных бонусов.
В парламенте появились два законопроекта, которые взволновали платежный рынок. В начале октября в Раду поступил законопроект № 4178, резко ограничивающий размер комиссии, которую торговец платит банку, установившему POS-терминал. Снизить хотят и ставку интерчейндж, которая входит в эту комиссию и платится банку-эмитенту платежной карты, которой расплатился покупатель. Завышенная комиссия за эквайринговые услуги «не мотивирует торговцев принимать платежные карты», которые при этом они принимать обязаны, утверждается в пояснительной записке.
Межбанковская комиссия (интерчейндж) – это комиссия, которую банк-эквайер, обслуживающий продавца или торгово-сервисное предприятие, платит банку-эмитенту, выпустившему карту покупателя, за каждую транзакцию по оплате товара или услуги, совершенную с помощь карты. Размер интерчейнджа определяется платежной системой таким образом, чтобы обеспечить равные условия для всех участников платежной цепочки, утверждают в платежных системах.
Сейчас для крупных торговцев комиссия составляет от 1,7% с каждой транзакции, проведенной по картам международных платежных систем, а для малых и средних магазинов – 2-3%. В то же время в ЕС, согласно Регламенту 2015/751, комиссии намного ниже – 0,2-0,3% по дебетовым и кредитным картам. Поэтому стоимость эквайринга в Украине хотят существенно ограничить: с 1 января 2021 года – 1,5% от суммы транзакции, с 1 июля 2021-го – 1%, с 1 января 2022-го – 0,5%. Интерчейндж предложено снизить также в три этапа – до 1%, 0,65% и 0,3%. За взимание более высоких комиссий НБУ будет штрафовать на 10 минимальных зарплат (в 2021-м штраф составит 60 тыс. грн) за каждое нарушение.
Уже в середине октября появился менее радикальный проект № 4178-1. Он предлагает интерчейндж с 2021 года на уровне 1,2% от суммы транзакции, с 2022-го – 1%, с 2023-го – 0,9%. Размер комиссии за услуги эквайринга снизят поэтапно до 1,8%, 1,6% и 1,4%. Штрафы предложены в 1700-3400 грн.
Составители законопроекта подсчитали, что при средней стоимости торгового эквайринга на уровне 2% расходы ритейла на оплату комиссии за прием безналичных платежей по картам в 2016 году составляли 11,4 млрд грн, а только за I полугодие 2020-го ритейл заплатил 11,35 млрд грн. «Логично предположить, что по результатам года расходы торговцев на уплату комиссии превысят 22,6 млрд грн. В течение пяти лет фиксируется удвоение таких расходов. Их стоимость включается в цену товаров и услуг, и за это должны платить рядовые украинцы», – отмечено в пояснительной записке.
Это не первая попытка законодательным образом ограничить интерчейндж. В 2017 году законопроект № 6573 предлагал те же ставки, которые сейчас появились в проекте № 4178, но тогда инициативу не успели рассмотреть из-за роспуска парламента в 2019-м.
Нацбанк, банковское сообщество, а также представители международных платежных систем выступили против этих инициатив. «Мы категорически против регулирования того, что может регулироваться рыночными механизмами», – заявил заместитель главы НБУ Алексей Шабан. Простое сопоставление ставок комиссий в ЕС и Украине он считает некорректным. «Когда мы сравниваем интерчейндж, то надо сравнивать не только проценты, но и цену транзакции в евроцентах или долларах, потому что POS-терминал в Европе и Украине стоит одинаково, а комиссия, которая зарабатывается на транзакции, уже несопоставима и в несколько раз в Украине меньше. То есть окупается оборудование дольше», – сказал топ-менеджер НБУ.О своей негативной реакции на законопроекты Нацбанк уже уведомил профильный парламентский комитет, Минфин и банковскую ассоциацию. «Позиция НБУ: мы категорически против регулирования того, что может саморегулироваться. Мы против того, чтобы интерчейндж понижался такими темпами, которые предлагаются законопроектами», – сказал Алексей Шабан.
Старший вице-президент Visa в странах СНГ и Юго-Восточной Европы Вера Платонова считает, что инициаторы законопроектов пытаются разрушить работающую платежную инфраструктуру. «Есть разбитые дороги, а есть автобаны, за которые платят взносы автомобилисты. Сейчас у нас хорошие дороги, и мы должны понять, мы их дальше развиваем и строим качественные и быстрые, или переходим к сельским дорогам без асфальта. Последствия принятия законопроекта катастрофические. Мы увидим резкое падение объемов безналичных платежей, резкое сокращение сети приема карт», – говорит Вера Платонова.
Банкиры уверены, что инициатива ограничить уровень комиссий исходит от крупнейших торговцев. «Создано лобби, хорошая пиар-кампания «банки грабят бедный бизнес, который платит налоги». Хорошо выписаны речевые модули, все сделано по законам жанра», – отмечает заместитель председателя правления Ощадбанка Антон Тютюн.
Действия торговых сетей похожи на «выкручивание рук» банкам. «Крупный ритейл занимается выкручиванием рук 30 млн пользователей и 10 крупнейшим банкам, которые вложили и собираются вложить до 2025 года не меньше 10 млрд грн в развитие сети», – считает директор Украинской межбанковской Ассоциации членов платежных систем ЕМА Александр Карпов.
По его мнению, если крупный ритейл просто хочет сократить издержки на POS-терминалы, то малый бизнес в принципе не хочет их устанавливать и показывать свои торговые обороты. «62% субъектов хозяйственной деятельности в стране не принимают карты и «зухвало ігнорують» все требования законодательства по приему безналичных платежных средств к оплате», – пояснил Александр Карпов. Поэтому для тех, кто не хочет платить налоги, любой размер комиссии будет «высоким». «И это основная и единственная причина, почему 62% бизнеса игнорируют требования закона», – посетовал он.
Комиссии международных платежных систем неоднократно становились «яблоком раздора» не только в Украине или ЕС, но и в США. В 2018 году, например, системы Visa, Mastercard и ряд банков США должны были доплатить ритейлерам $900 млн за завышенные комиссии.
В случае принятия закона сэкономить торговцам вряд ли удастся: их расходы даже вырастут. «Банки, которые несут затраты на процессирование транзакции, на комиссии, кешбэки, грейс-периоды, переложат их на торговые сети. Просто они будут называться иначе. Работать себе в убыток банки не будут. Если нам не будет выгодно, мы будем уходить из торговых сетей», – предупредил Антон Тютюн. Например, в Европе есть модели, когда сам ритейл покупает POS-терминал.
Исчезновение POS-терминалов из касс магазинов приведет к падению продаж и еще бо́льшим убыткам, чем затраты торговцев на безналичные платежи. «Когда я иду в магазин, у меня есть карта, которой я всегда могу оплатить. Но если надо оплачивать наличкой, то я обычно не хожу с большим запасом денег в кармане. Поэтому будет плохое влияние на всех, включая ритейлеров», – пояснил глава правления ПриватБанка Петр Крумханзл.
Последствия ощутят и сети бытовой техники, продажи которых стимулируются кредитами. «Крупный ритейл забывает, что вместе с дебетными картами банки предоставляют клиентам и кредитные карты, которые дают кредитное плечо или рассрочку, что увеличивает средний чек и количество купленного товара, обеспечивая крупных ритейлеров до 40% объема продаж через кредит», – предупредил директор департамента продуктов для частных клиентов Райффайзен Банка Аваль Алексей Пузняк.
Более того, торговцам придется больше платить за инкассацию наличной торговой выручки. «Железная сеть свернется. И ритейлеры должны понимать, что стоимость инкассации будет расти. И попытка сэкономить на безналичных транзакциях в конечном итоге приведет к тому, что ритейлеры будут больше платить за инкассацию наличных», – объяснил Алексей Шабан.
«Мы вынуждены будем сделать какие-то услуги из бесплатных платными. И торговцам расскажем, что вы пакетное обслуживание получали под 1,6%, а теперь будете получать под 0,5%, но за все остальное – за терминал, за чек, за бумагу, за обслуживание, за чарджбэки – вы заплатите отдельно. В итоге это будет вам дороже. Если вы хотите войны, она вам будет», – пообещал Александр Карпов.
Торговцы вряд ли снизят стоимость товаров и услуг для клиентов, если им уменьшат затраты на безналичные операции. «Если закон будет принят, то магазины, крупные сети сэкономят определенные суммы на выплату комиссии банкам, при этом цены не понизятся для потребителя. Опыт Европы показывает, что это не произошло», – рассказал Антон Тютюн.
Алексей Пузняк подсчитал, что у крупного сетевого ритейла средний чек составляет 163 грн за операцию. «Даже если уровень интерчейнджа упадет на 1 процентный пункт и весь этот 1% мы отдадим клиенту, который оплачивает товар, то он получит экономию в 1,63 грн», – сказал банкир. У строительных гипермаркетов средний чек – порядка 640 грн, у АЗС – 400 грн. «Эти 1,63 грн или 4 грн, даже если отдать их клиенту, он не заметит в общей сумме чека. Тогда зачем ее отдавать торговцу, который за ее счет повысит свою маржинальность, свою доходность», – удивлен Алексей Пузняк.
В случае принятия закона украинцы лишатся бесплатных банковских услуг. «Повысятся цены для конечного потребителя – физлица на сопровождение счета, на карточные операции, – сказал Антон Тютюн. – Люди не получат понижения цен в ритейле, получат повышение цен в банках».
Совладелец финтех-проекта «Монобанк» Олег Гороховский рассказал, что в Европе законодательные ограничения ударили в первую очередь по приезжим. «И нет никого среди тех, кто ездил хоть раз за границу, кто не сталкивался с предложением заплатить в долларах или гривнах. И когда он ошибается и выбирает, то есть комиссия в 10%, которую банки добирают во многом благодаря тому, что эта регуляция не позволяет им брать нормальную комиссию с торговца или клиента. Они добирают огромными комиссиями, создают плохой клиентский опыт всем, кто приезжает в Европу», – пояснил он. Кроме того, в Европе трансграничные операции, то есть платежи за границу, подорожали на 30%.
К тому же в Европе, опыт которой пытаются скопировать в Украине, исчезли бесплатные карты. «В Европе стоимость обслуживания кредитной карты повысилась до 60 евро. Все могут перемножить и понять, сколько это будет стоить в Украине. У них количество карт в обороте упало на 20%. Если вы раньше использовали две – три карты, то сейчас будете привязаны к вашему зарплатному банку с одной стандартной картой самой простой», – обрисовал Александр Карпов перспективы украинцев.
Зампред правления ПУМБ Себастиан Рубай предупреждает, что «у ритейлеров не будет бесплатных банкоматов, а у клиентов не будет бесплатных продуктов». «Бесконтактный пластик, который надо приложить к терминалу, стоит денег. Заготовка стоит 36-50 грн. Теперь каждый раз, получая карту, гражданин должен будет заплатить эти 50 грн. Потерял – еще 50 грн. Мы в конечном итоге получим то же, что в Европе, о чем инициаторы законопроекта молчат, потому что там каждое взаимодействие с банком – наличное или безналичное – стоит денег. Притом что мы привыкли к тому, что карта выдается бесплатно, деньги мы в банкомате получаем бесплатно», – сказал Алексей Шабан.
Олег Гороховский советует украинцам забыть о кешбэках, если все будет «как в Европе». «Никаких кешбэков напоказ нет. Revolut (британская компания. – Ред.) дает жалкие 0,1% на железную карту, за которую клиент платит 40 евро в год. Это полная остановка нормального бизнеса», – считает он.
У банков нет мощного лобби в парламенте, которое бы их услышало. «В этом противостоянии у банков слабая позиция. Ведь для того, чтобы рассказать об инициативе торговцев, достаточно сказать, что «банки зажрались» и «надо сделать, как в Европе». А чтобы банкам объяснить, почему это делать не нужно, нужно объяснить для начала, что такое эквайринг, что такое интерчейндж, что это не приведет к экономии у клиента. Нам намного сложнее. И в этой связи есть серьезная угроза того, что эта инициатива может быть принята», – сокрушается Олег Гороховский. Его поддержал Антон Тютюн. «Мы знаем, что такое интерчейндж, но 99% населения понятия не имеет. Но выглядит это так, как будто у бизнеса реальная проблема, просто уничтожают его», – пояснил он.
Поэтому банкиры договорились о совместном заявлении для всех клиентов. «Давайте попробуем сделать общее короткое письмо, чтобы привлечь внимание клиентов. Чтобы все банки написали своим клиентам одинаковое письмо, что сейчас готовится инициатива, которая может сильно повлиять на пользование картой. Реальная проблема в том, что клиенты не верят в то, что у нас болит. И не верят в то, что эта боль будет в том числе и у них», – подчеркнул Олег Гороховский.
Алексей Шабан предложил написать письмо клиентам Монобанка, ПриватБанка, ПУМБа и т.д., что «есть законопроект, и если он будет принят, то «завтра мы будем вынуждены взять с тебя такую-то плату, вот такую и такую», чтобы было понятно, сколько человек будет платить за обслуживание своего счета через полгода – через год, в гривнах». Письмо могут отправить и крупным торговым сетям. «Предлагаю аналогично составить письмо для торговцев, чтобы крупные эквайеры написали, что им светит: покупка терминалов и их обслуживание за свой счет, изменение цены на инкассацию и отсутствие прочих приятных прелестей», – сказал Алексей Пузняк.
Размеры комиссионного вознаграждения в Украине снижаются даже без вмешательства парламента в коммерческие рыночные отношения между банками и платежными системами. Александр Карпов говорит, что за последние 25 лет ставки упали с 6% до 1,6-2%. «В новом 2021 году международные платежные системы второй год подряд будут понижать интерчейндж», – сообщил Антон Тютюн. И это снижение продолжится. «Существует саморегуляция. Мы видим на рынке, что ставка интерчейндж уменьшается, и мы должны продолжать идти по этому пути», – сказал Петр Крумханзл.
Вера Платонова считает, что именно свободный рынок позволяет «драйвить» Украину. «Безналичные платежи в Украине растут очень хорошими темпами, по количеству операций – на 18% в год. Эта цифра одна из самых лидирующих в Европе и говорит о том, что ставки (комиссии. – Ред.), которые существуют на сегодня, и инвестиции банков – это правильная стратегия», – отметила она и добавила, что сейчас происходит «постепенное и медленное снижение ставки интерчейндж из года в год».
Прогресс подтверждает и Нацбанк. «Мы видим желание и готовность, согласие крупных эмитентов, платежных систем разговаривать о возможном плавном снижении межбанковских комиссий. Мы готовы быть той площадкой, на которой обсуждаются дальнейшие шаги», – сказал Алексей Шабан.
Нацбанк контролирует тарифы национальной платежной системы «Простір» (1,3-1,7%) и видит, как ставки международных платежных систем снижаются со временем. «Сейчас крупные международные платежные системы уже снижают интерчейндж, и со временем интерчейндж «Простір» и международных платежных систем может сравняться», – отмечал чиновник в интервью Tvoyforex.